Экскурсии бесплатно >> МУЗЕИ МОСКВЫ СЕГОДНЯ >>

Невьянская икона - в Музее русской иконы в Москве. Вход свободный.

Золотой век невьянской иконы приходится на восемнадцатое столетие, когда другие иконописные центры уже пережили эпоху расцвета. В основном, сохранились домовые иконы. В период гонений старообрядцам запрещали писать иконы, и мастера делали это тайно. Секреты иконописи передавались от одного поколения к другому, появлялись целые династии иконописцев.

Видео в Музее 1 марта 2019.
Это всё можно увидеть абсолютно бесплатно, в прекрасных условиях!

Выставка "Белоликие образы горнозаводского Урала: Три века Невьянской иконы" проходит в Москве. Вход свободный

Музей русской иконы в Москве принимает в своих стенах до 19 марта 2019 года и представляет публике уральские иконы XVIII – начала XX века – удивительное явление русской духовной культуры из собрания Музея «Невьянская икона» (Екатеринбург).

Музей русской иконы в Москве, основанный Михаилом Абрамовым, показывает феномен русской иконописи от древних времен до современности во всем разнообразии стилистических и идейных тенденций.

Музей «Невьянская икона» в Екатеринбурге (www.facebook.com/ekbiconmuseum), основанный Евгением Ройзманом, всецело сконцентрирован на одном явлении – иконописи горнозаводского Урала.

Будучи историком по образованию, Евгений Ройзман лично предпринимал исследования и экспедиции в поисках невьянских икон, приобретал их на свои средства, а если покупка была невозможна, фотографировал и описывал, поскольку цель предприятия – показать феномен невьянской иконы во всей ее полноте. Музей существует с 1999 года, его коллекция постоянно пополняется.

У сохранившихся икон были свои особенности.
"Географические – в иконах не боялись давать реальную архитектуру и реальные пейзажи. Горки невьянские – их не спутаешь ни с чем", – говорит основатель музея "Невьянская икона" Евгений Ройзман.

Еще одним отличием невьянских икон в начале XIX века был полностью золоченый фон. Этим они напоминали византийские. Для украшения икон хватало и золота, и драгоценных камней. Их заказывали богатые уральские купцы, сделавшие свое состояние на желтом металле.

Когда-то все иконы украшались драгоценными окладами и шитьем. Но в советское время, в период конфискации, они исчезли. Многие иконы ожидала сложная судьба. Например, икону Архангела Михаила переносили из одной церкви в другую, пока она не оказалась в Архангельском соборе.

Как посетить:

Музей русской иконы, адрес: Москва Гончарная ул., д. 3, стр. 1 метро Таганская.
Режим работы музея:
с 11:00 до 19:00 все дни недели, кроме среды. Вход свободный.
Официальный сайт: new.russikona.ru

История невьянской иконы

История невьянской иконы началась три века назад. Самая ранняя икона датируется 1734 годом, самая поздняя – 1919-м. Будучи не исторической реконструкцией, но живым продолжением древнерусской традиции, невьянская икона берет от Средневековья то, что заказчикам и иконописцам представлялось самой сутью древнего благочестия. На этом основываются ее отличительные черты. В частности, личное на невьянских иконах, начиная с самых ранних, всегда светлое. Высветление достигалось постепенным добавлением все большего количества белил к охре основного тона. Белоликость стала одним из основных признаков невьянской иконы, сохранившихся на протяжении всей ее истории. Одновременно невьянские иконописцы сознательно игнорировали некоторые художественные приемы, свойственные древней живописи. Они тщательно избегали живописности, не допускали ни малейшей подрумянки, никогда не рисовали слезничков в уголках глаз.

Заказчиками и исполнителями невьянских икон были старообрядцы разных согласий – поморцы и часовенные. Их предки ушли на Урал из разных регионов центральной России от преследований и образовали самобытную культуру, душа которой отразилась в невьянской иконе. Эта иконопись удивительным образом сочетает консервативность и использование передовых для своего времени технических возможностей, барочную декорацию с древнерусскими иконографическими типами. Этот парадокс виден буквально в каждой иконе: образы, написанные по древним прорисям, обобщены и суровы, но при этом иконные доски обработаны заводским способом, по последнему слову техники.

Поиск по сайту
Поделиться в соцсетях
Реклама
Подписка
.