Экскурсии бесплатно >> МУЗЕИ МОСКВЫ СЕГОДНЯ >>

О выставке "Томас Гейнсборо" в Москве

08.02.2020
Опубликовано в рубриках: ГМИИ им. Пушкина

Выставка произведений Томаса Гейнсборо, которая проходит в Пушкинском музее до 1 марта 2020, продолжает цикл экспозиций, представляющих в Москве британское искусство.

"Только при предварительном знакомстве с автором и концепцией кураторов, при понимании особенностей эпохи, в которую создавались предлагаемые в экспозиции работы, посещение выставки изобразительного искусства может быть содержательным."

Директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак - о выставке, на открытии 2 декабря:

Томас Гейнсборо (1727–1788) считается одним из самых важных английских художников XVIII столетия. Именно его портреты формируют наше представление о британском обществе той поры, воплощают культурные идеалы британской аристократии.
Выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина предоставляет уникальную возможность увидеть лучшие произведения художника из собраний Великобритании.

Творчество художника проходило в период, когда британская культура переживала возрождение, коснувшееся не только изобразительного искусства, но и театра, музыки, литературы.
Большую роль в развитии художественного языка Гейнсборо, помимо учителей в лондонской Академии Святого Мартина, сыграли ведущие представители живописных школ континентальной Европы.
На протяжении всей своей жизни Гейнсборо усваивал уроки старых мастеров, разрабатывая собственную живописную манеру, отличную от общепринятого в тот период торжественно-парадного стиля, который представлял его главный оппонент и соперник, президент и основатель Королевской академии художеств Джошуа Рейнолдс.

Считается, что творчество Томаса Гейнсборо, любимого художника короля Георга III и наиболее яркого представителя эпохи, сыграло решающую роль в процессе формирования британской школы живописи.

Выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина демонстрирует этапы становления и развития художественного стиля Гейнсборо.

Видео, 4 минуты: работы Гейнсборо

Билеты, условия посещения выставки >>

Первый раздел выставки представляет ранние работы художника, созданные вскоре после того, как молодой мастер вернулся в родной Саффолк после обучения в Лондоне.
Под влиянием пасторальных композиций французских мастеров рококо, востребованных в этот период в Великобритании, молодой Гейнсборо начал работать в жанре так называемого разговорного портрета. Изображения людей на фоне ландшафта объединили портретную и пейзажную живопись, сообщив групповому портрету интонацию непосредственности и интимности.

В этот же период Гейнсборо начал проявлять интерес к работам голландских пейзажистов, активно заполнивших лондонский художественный рынок.
В ранних пейзажных работах мастера чувствуется влияние голландских учебных альбомов и тщательное изучение натуры – следствие бесконечных прогулок художника по окрестностям Садбери.

Экспозицию продолжает раздел, посвященный камерным портретам мастера. Во второй половине восемнадцатого века только заказные портреты могли принести британскому живописцу твердую репутацию и достойный доход. Гейнсборо приходилось непрерывно конкурировать с другими художниками.
В экспозицию раздела, помимо полотен Томаса Гейнсборо, вошли несколько работ британских художников – современников мастера.

К числу основных особенностей живописи Великобритании XVIII века относится необычайный расцвет детского портрета. Этому жанру отдали дань многие живописцы, от скромных провинциальных мастеров до признанных академиков. И здесь Гейнсборо не похож на своих современников. Воздушные детские образы художника подчеркивают хрупкость, присущую этому нежному возрасту.

В Белом зале Главного здания Пушкинского музея экспонируются шедевры, относящиеся к периоду расцвета творчества Томаса Гейснборо, в том числе портреты, посвященные музыкантам, с которыми художника связывали дружеские отношения. Благодаря этой дружбе художник оставил великолепную портретную галерею лучших представителей музыкального искусства Великобритании георгианской эпохи. Среди них – композитор и виртуоз игры на виоле да гамба Карл Фридрих Абель, члены семьи композитора Томаса Линли, певица и исполнительница на струнных инструментах Анна Форд. Их портреты также будут показаны на выставке.

Третий раздел экспозиции посвящен графическим работам Гейнсборо и другим его художественным экспериментам. Для Гейнсборо рисование было привычкой всей жизни, он непрерывно открывал новые возможности рисунка.

Билеты, условия посещения выставки >>

Начав с традиционных зарисовок свинцовым карандашом, мастер с годами усложнял технику, добиваясь более «живописного» эффекта. Стремление художника к экспериментам распространялось и на его работу в гравюрных техниках, а также в живописи на стекле.
Используя специально спроектированный ящик с увеличительным стеклом, Гейнсборо демонстрировал собственноручно расписанные стеклянные пластины. До сегодняшнего дня сохранилось только десять подобных работ. Все они хранятся в собрании Музея Виктории и Альберта (Лондон), редко экспонируются и практически не бывают на выставках за рубежом. Экспозиция в ГМИИ им. А.С. Пушкина предоставляет уникальную возможность увидеть два пейзажа на стекле.

В недавнем прошлом британское искусство было представлено в ГМИИ им. А.С. Пушкина на выставках, посвященных творчеству Уильяма Тёрнера (2008), Уильяма Блейка (2010), прерафаэлитов (2013), Обри Бердслея (2014), а также художников Лондонской школы (2019).

Напишите Ваш отзыв



Поиск по сайту

Подписка
.