Экскурсии бесплатно >> МУЗЕИ МОСКВЫ СЕГОДНЯ >>

«Щукин. Биография коллекции» - в ожидании выставки в Пушкинском

23.03.2019
Опубликовано в рубриках: ГМИИ им. Пушкина

Выставка «Щукин. Биография коллекции» откроется в июне 2019 года в ГМИИ им. А.С. Пушкина и представит уникальное собрание семьи московских меценатов, охватывающее важнейшие художественные течения конца XIX – начала ХХ века от импрессионизма до модернизма.
На сегодняшний день коллекция разделена между двумя музеями – Пушкинским музеем в Москве и Государственным Эрмитажем в Санкт-Петербурге.

Разделенные между московским и петербургским музеями коллекции Сергея Щукина и Ивана Морозова соединятся на обменных выставках летом 2019 года, что станет уникальным событием. Увидеть два крупнейших мировых собрания в такой полноте – редкая возможность. Многие из знаковых произведений после завершения проектов перестанут выдаваться на временные выставки.

Выставка в Москве воссоздаст драматическую историю купеческой семьи Щукиных, ее небывалую мощь и угасание после революции 1917 года.
История семьи Щукиных будет рассказана с помощью величайших шедевров искусства: полотен импрессионистов и модернистов, уникальных произведений восточного искусства, картин старых мастеров и предметов французской мебели XVIII века.
Экспозиция позволит зрителю окунуться в насыщенную художественными событиями жизнь Парижа, Москвы и Берлина начала XX века, активными участниками которой были братья Щукины.
Большая часть уникальной коллекции собрана Сергеем Ивановичем Щукиным и будет представлена в 11 залах музея.

В экспозицию войдут шедевры Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Поля Гогена, Анри Матисса, Пабло Пикассо и других мастеров. Генеральным партнером выставки выступает Сбербанк. Государственный Эрмитаж готовит проект «Великие русские коллекционеры. Братья Морозовы». В рамках выставок будут представлены мировые шедевры, редко покидающие музеи, такие как «Девочка на шаре» П. Пикассо (ГМИИ им. А.С. Пушкина) и «Танец» А. Матисса (Государственный Эрмитаж).

21 марта В ГМИИ им. А.С. Пушкина прошла пресс-конференция, посвящённая будущей выставке.

Из выступлений:

Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина:
- Это исторический момент, подтверждающий, что два важнейших русских музея, хранящие собрания великих коллекционеров, объединили усилия, чтобы отдать дань этим именам. Качество коллекций Щукиных и Морозовых трудно "перешагнуть". Сергей Щукин был частью большой и очень интересной семьи, которая заслуживает отдельного рассказа, и мы стараемся транскрибировать эту историю, поэтому назвали выставку “Щукин. Биография коллекции”. Это трудная задача, для которой нам понадобилось практически все пространство музея. Весь второй этаж мы отдаем истории Сергея Щукина – вход в музей, вся аура музея – все будет работать на разогреве. Щукин - наш главный герой.

Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа:
- То, что мы делаем не просто обмен выставками, это "венок памяти" этим коллекционерам. Я очень рад, что выставка «Щукин. Биография коллекции» в Москве будет представительной. Во-первых, мы даем “Танец” Анри Матисса и даем очень много вещей, которые в последний раз покинут стены музея, потому что больше уже не будут путешествовать. Это же новое искусство – оно очень хрупкое, вещи постепенно перестают «ездить». Выставка «Великие русские коллекционеры. Братья Морозовы» будет в основном состоять из произведений собрания Эрмитажа – 109 работ, только шедевры, и 30 картин из Москвы. Речь пойдет о двух братьях, о разнице и влиянии, о тех вкусах, которые они привнесли в русское искусство. Это открытие Гогена, первый Ван Гог, Боннар, Дени и художники Наби.

Андре-Марк Делок-Фурко, куратор выставки, внук коллекционера Сергея Щукина:
- Для меня наступает самый эмоциональный период – торжественное возвращение Сергея Ивановича Щукина в его родной город. По сравнению с показом в Фонде Louis Vuitton (Париж, 2016 год) это совершенно иная выставка, потому что только в Москве собрание Щукина может оказаться в верном контексте.

Готовимся к выставке

«…я собирал не только и не столько для себя, а для своей страны и своего народа. Что бы на нашей земле ни было, мои коллекции должны оставаться там»
С.И. Щукин

Серге́й Ива́нович Щу́кин (1854, Москва — 1936, Париж) — московский купец и благотворитель, коллекционер искусства, собрание которого положило начало коллекциям французской модернистской живописи в Эрмитаже и ГМИИ.
Ивáн Абрáмович Морóзов (1871, Москва, Российская империя — 1921, Карлсбад, Чехословакия) - благотворитель, меценат, коллекционер искусства, принадлежит к купеческой династии Морозовых.

Очень рекомендую послушать короткую и насыщенную видео экскурсию в Пушкинском музее от человека, которой действительно разбирается в истории вопроса:
Леонид Парфёнов в залах ГМИИ рассказывает о коллекциях Щукина и Морозова
18 минут, без рекламы.

После эмиграции Щукина и Морозова в 1919 году их коллекции остались в России и демонстрировались в двух музеях, которые находились в бывших домах коллекционеров.
Коллекция Морозова - Улица Пречистенка, 21
Коллекция Щукина - Большой Знаменский переулок, 8

В 1923 Первый и второй музеи новой западной живописи были объединены, получив общее название Музей нового западного искусства, который в 1925 стал филиалом Музея изящных искусств. В 1928 все фонды музея были сосредоточены в одном здании на улице Пречистенке, 21.
Вокруг ГМНЗИ сложилась уникальная ситуация: он стал одним из первых музеев современного искусства в мире, появившись на пять лет раньше Нью-Йоркского музея современного искусства (МоМА). Это стало возможным благодаря тому, что Морозов и Щукин проявили интерес и по достоинству оценили работы Сезанна, Ван Гога, Гогена, Матисса и раннего Пикассо раньше, чем это сделали музеи других стран.

В 1948 году кампания против «космополитизма» и «низкопоклонства перед Западом» поставила точку в истории музея. Постановлением Совета министров СССР главный «рассадник формалистических взглядов», Музей нового западного искусства, решено было ликвидировать. Экспонаты музея были распределены между Пушкинским музеем и Эрмитажем.

Наталья Семенова, историк искусства и биограф Сергея Щукина, пишет: «В 1930—1931 годах в качестве первой „порции“ нового искусства Эрмитаж получил 79 картин. Вторая досталась ему совершенно случайно: из ГМНЗИ отобрали для продажи более семидесяти картин, но покупателей не нашли. Никого не волновало, что картины выдавались из Москвы: чтобы не заморачиваться с упаковкой, импрессионистов с постимпрессионистами отправили из Германии вместе со старой живописью прямиком в Ленинград. Ну, и в третий раз Эрмитаж получил лучшую и большую часть шедевров ГМНЗИ исключительно из-за нерешительности московских кураторов, испугавшихся оставить формалистические шедевры Пикассо и Матисса в столице, у самых стен Кремля».
snob.ru/selected/entry/60756



Поиск по сайту
Поделиться в соцсетях
Реклама
Подписка
.