Выставка «Щукин. Биография коллекции» - в ГМИИ им. Пушкина
Выставка «Щукин. Биография коллекции» в ГМИИ им. А.С. Пушкина и представляет уникальное собрание семьи московских меценатов, охватывающее важнейшие художественные течения конца XIX – начала ХХ века, от импрессионизма до модернизма.
На сегодняшний день коллекция разделена между двумя музеями – Пушкинским музеем в Москве и Государственным Эрмитажем в Санкт-Петербурге.
Новая выставка в ГММИ им. Пушкина!
26 ноября 2024 - 16 марта 2025
Выставка "Неизвестный Щукин. Не только новое искусство"
НИЖЕ - АРХИВНАЯ СТАТЬЯ О ВЫСТАВКЕ 5 ЛЕТ НАЗАД!
Период выставки: 19 июня — 15 сентября 2019,
Где проходит: Главное здание, Волхонка, 12
Фото: июнь 2019
Разделенные между московским и петербургским музеями коллекции Сергея Щукина и Ивана Морозова соединятся на обменных выставках летом 2019 года, что станет уникальным событием. Увидеть два крупнейших мировых собрания в такой полноте – редкая возможность. Многие из знаковых произведений после завершения проектов перестанут выдаваться на временные выставки.
Выступление Марины Лошак и Михаила Пиотровского на пресс-показе выставки накануне открытия.
Выставка в Москве воссоздаёт драматическую историю купеческой семьи Щукиных, ее небывалую мощь и угасание после революции 1917 года.
История семьи Щукиных рассказана с помощью величайших шедевров искусства: полотен импрессионистов и модернистов, уникальных произведений восточного искусства, картин старых мастеров и предметов французской мебели XVIII века.
Экспозиция позволит зрителю окунуться в насыщенную художественными событиями жизнь Парижа, Москвы и Берлина начала XX века, активными участниками которой были братья Щукины.
Большая часть уникальной коллекции собрана Сергеем Ивановичем Щукиным и представлена в 11 залах музея.
В экспозицию входят шедевры Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Поля Гогена, Анри Матисса, Пабло Пикассо и других мастеров. Генеральным партнером выставки выступает Сбербанк. Государственный Эрмитаж готовит проект «Великие русские коллекционеры. Братья Морозовы». В рамках выставок будут представлены мировые шедевры, редко покидающие музеи, такие как «Девочка на шаре» П. Пикассо (ГМИИ им. А.С. Пушкина) и «Танец» А. Матисса (Государственный Эрмитаж).
Проход без очереди в ГМИИ им. Пушкина - КАК КУПИТЬ БИЛЕТЫ >>
Проект представляет уникальное собрание семьи московских коллекционеров: Сергея Щукина и его братьев – Петра, Дмитрия и Ивана. Сергей Щукин увлекся собирательством только после сорока лет, а его братья были одержимы коллекционированием живописи уже в молодости. Дмитрий, Пётр и Иван были наделены особым чутьем и каждый из них, в той или иной степени, повлиял на характер коллекционирования Сергея. Первые залы выставки посвящены братьям Щукиным и образам их коллекций.
Центральная часть экспозиции воссоздаёт путь Сергея Щукина как собирателя, позволяет увидеть, как формировался и менялся его вкус. Начав с довольно традиционных пейзажей, менее чем за 20 лет Сергей Щукин сформировал одну из лучших в мире коллекций новой французской живописи. Каждому большому увлечению коллекционера — Клод Моне и импрессионисты, Пабло Пикассо, Анри Матисс, Поль Гоген, Анри Руссо и Андре Дерен — на выставке посвящен отдельный зал.
Ознакомительное видео на выставке - снято во время пресс-показа в первый день работы. Видно, что некоторые экспонаты недооформлены,
Сергей Щукин вошел в историю как коллекционер радикальной живописи, идущий против общепринятых вкусов. Он самостоятельно принимал решения, воспитывал в себе коллекционера, приобретал не те произведения, которые всем нравились, а те, что вызывали в нем сильный эмоциональный отклик. В собрании Щукина много произведений, без которых уже невозможно представить историю искусства ХХ века. Увидеть их можно в Главном здании с 19 июня по 15 сентября.
Накануне В ГМИИ им. А.С. Пушкина прошла пресс-конференция, посвящённая будущей выставке.
Из выступлений:
Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина:
- Это исторический момент, подтверждающий, что два важнейших русских музея, хранящие собрания великих коллекционеров, объединили усилия, чтобы отдать дань этим именам. Качество коллекций Щукиных и Морозовых трудно "перешагнуть". Сергей Щукин был частью большой и очень интересной семьи, которая заслуживает отдельного рассказа, и мы стараемся транскрибировать эту историю, поэтому назвали выставку “Щукин. Биография коллекции”. Это трудная задача, для которой нам понадобилось практически все пространство музея. Весь второй этаж мы отдаем истории Сергея Щукина – вход в музей, вся аура музея – все будет работать на разогреве. Щукин - наш главный герой.
Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа:
- То, что мы делаем не просто обмен выставками, это "венок памяти" этим коллекционерам. Я очень рад, что выставка «Щукин. Биография коллекции» в Москве будет представительной. Во-первых, мы даем “Танец” Анри Матисса и даем очень много вещей, которые в последний раз покинут стены музея, потому что больше уже не будут путешествовать. Это же новое искусство – оно очень хрупкое, вещи постепенно перестают «ездить». Выставка «Великие русские коллекционеры. Братья Морозовы» будет в основном состоять из произведений собрания Эрмитажа – 109 работ, только шедевры, и 30 картин из Москвы. Речь пойдет о двух братьях, о разнице и влиянии, о тех вкусах, которые они привнесли в русское искусство. Это открытие Гогена, первый Ван Гог, Боннар, Дени и художники Наби.
Андре-Марк Делок-Фурко, куратор выставки, внук коллекционера Сергея Щукина:
- Для меня наступает самый эмоциональный период – торжественное возвращение Сергея Ивановича Щукина в его родной город. По сравнению с показом в Фонде Louis Vuitton (Париж, 2016 год) это совершенно иная выставка, потому что только в Москве собрание Щукина может оказаться в верном контексте.
Готовимся к выставке
«…я собирал не только и не столько для себя, а для своей страны и своего народа. Что бы на нашей земле ни было, мои коллекции должны оставаться там»
С.И. Щукин
Серге́й Ива́нович Щу́кин (1854, Москва — 1936, Париж) — московский купец и благотворитель, коллекционер искусства, собрание которого положило начало коллекциям французской модернистской живописи в Эрмитаже и ГМИИ.
Ивáн Абрáмович Морóзов (1871, Москва, Российская империя — 1921, Карлсбад, Чехословакия) - благотворитель, меценат, коллекционер искусства, принадлежит к купеческой династии Морозовых.
Очень рекомендую послушать короткую и насыщенную видео экскурсию в Пушкинском музее от человека, которой действительно разбирается в истории вопроса:
Леонид Парфёнов в залах ГМИИ рассказывает о коллекциях Щукина и Морозова
18 минут, без рекламы.
После эмиграции Щукина и Морозова в 1919 году их коллекции остались в России и демонстрировались в двух музеях, которые находились в бывших домах коллекционеров.
Коллекция Морозова - Улица Пречистенка, 21
Коллекция Щукина - Большой Знаменский переулок, 8
Фото, апрель 2019: Дом Щукина в Москве
ЕЩЁ ВИДЕО К ВЫСТАВКЕ ЩУКИНА >>
В 1923 Первый и второй музеи новой западной живописи были объединены, получив общее название Музей нового западного искусства, который в 1925 стал филиалом Музея изящных искусств. В 1928 все фонды музея были сосредоточены в одном здании на улице Пречистенке, 21.
Вокруг ГМНЗИ сложилась уникальная ситуация: он стал одним из первых музеев современного искусства в мире, появившись на пять лет раньше Нью-Йоркского музея современного искусства (МоМА). Это стало возможным благодаря тому, что Морозов и Щукин проявили интерес и по достоинству оценили работы Сезанна, Ван Гога, Гогена, Матисса и раннего Пикассо раньше, чем это сделали музеи других стран.
В 1948 году кампания против «космополитизма» и «низкопоклонства перед Западом» поставила точку в истории музея. Постановлением Совета министров СССР главный «рассадник формалистических взглядов», Музей нового западного искусства, решено было ликвидировать. Экспонаты музея были распределены между Пушкинским музеем и Эрмитажем.
Наталья Семенова, историк искусства и биограф Сергея Щукина, пишет: «В 1930—1931 годах в качестве первой „порции“ нового искусства Эрмитаж получил 79 картин. Вторая досталась ему совершенно случайно: из ГМНЗИ отобрали для продажи более семидесяти картин, но покупателей не нашли. Никого не волновало, что картины выдавались из Москвы: чтобы не заморачиваться с упаковкой, импрессионистов с постимпрессионистами отправили из Германии вместе со старой живописью прямиком в Ленинград. Ну, и в третий раз Эрмитаж получил лучшую и большую часть шедевров ГМНЗИ исключительно из-за нерешительности московских кураторов, испугавшихся оставить формалистические шедевры Пикассо и Матисса в столице, у самых стен Кремля».
snob.ru/selected/entry/60756
Есть разочарование от посещения выставки. Почему не подписали картины?! Первый раз такое встречаю на выставках! Очень неудобно смотреть. Так нельзя делать. Большая недоработка организаторов. Приходилось искать названия, потом снова возвращаться к картине. Как могло придти в голову, чтобы так развесить картины !
Посетив выставку, вышла с головной болью, и испорченным настроением. У меня предложение, в следующий раз написать общий список экспонатов, при входе, и пусть сами посетители бегают по этажами ищут картины
Нужно знать как эти картины висели у Щукина. Конечно сегодня так не делают, но это не значит, что в развеске не смысла.
Более безобразной экспозиции не встречала нигде и никогда. Действительно, настоящее издевательство над посетителями.
Не говоря уже о крайней небрежности размещения полотен. Например, среди полутора десятков картин Гогена вдруг обнаруживается “Портрет доктора Рея” Ван Гога, правда, в похожем цветовом решении. А вокруг “Завтрака на траве” Моне развешены женские головки Ренуара. Опять-таки шляпки на персонажах похожи. А уж разместить брутальных женщин на полотнах Пикассо в зале античной скульптуры – это вообще, как сейчас говорят, “по приколу”!
Малозатратное оформление коллекции Щукиных – издевательство над посетителями выставки