Экскурсии бесплатно >> МУЗЕИ МОСКВЫ СЕГОДНЯ >>

Выставка «Щукин. Биография коллекции» - в ГМИИ им. Пушкина

01.11.2024
Опубликовано в рубриках: Выставки Пабло Пикассо, ГМИИ им. Пушкина

Выставка «Щукин. Биография коллекции» в ГМИИ им. А.С. Пушкина и представляет уникальное собрание семьи московских меценатов, охватывающее важнейшие художественные течения конца XIX – начала ХХ века, от импрессионизма до модернизма.
На сегодняшний день коллекция разделена между двумя музеями – Пушкинским музеем в Москве и Государственным Эрмитажем в Санкт-Петербурге.

Новая выставка в ГММИ им. Пушкина!

26 ноября 2024 - 16 марта 2025
Выставка "Неизвестный Щукин. Не только новое искусство"

НИЖЕ - АРХИВНАЯ СТАТЬЯ О ВЫСТАВКЕ 5 ЛЕТ НАЗАД!

Период выставки: 19 июня — 15 сентября 2019,
Где проходит: Главное здание, Волхонка, 12

Фото: июнь 2019

Разделенные между московским и петербургским музеями коллекции Сергея Щукина и Ивана Морозова соединятся на обменных выставках летом 2019 года, что станет уникальным событием. Увидеть два крупнейших мировых собрания в такой полноте – редкая возможность. Многие из знаковых произведений после завершения проектов перестанут выдаваться на временные выставки.

Выступление Марины Лошак и Михаила Пиотровского на пресс-показе выставки накануне открытия.

Выставка в Москве воссоздаёт драматическую историю купеческой семьи Щукиных, ее небывалую мощь и угасание после революции 1917 года.
История семьи Щукиных рассказана с помощью величайших шедевров искусства: полотен импрессионистов и модернистов, уникальных произведений восточного искусства, картин старых мастеров и предметов французской мебели XVIII века.
Экспозиция позволит зрителю окунуться в насыщенную художественными событиями жизнь Парижа, Москвы и Берлина начала XX века, активными участниками которой были братья Щукины.
Большая часть уникальной коллекции собрана Сергеем Ивановичем Щукиным и представлена в 11 залах музея.

В экспозицию входят шедевры Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Поля Гогена, Анри Матисса, Пабло Пикассо и других мастеров. Генеральным партнером выставки выступает Сбербанк. Государственный Эрмитаж готовит проект «Великие русские коллекционеры. Братья Морозовы». В рамках выставок будут представлены мировые шедевры, редко покидающие музеи, такие как «Девочка на шаре» П. Пикассо (ГМИИ им. А.С. Пушкина) и «Танец» А. Матисса (Государственный Эрмитаж).

Проход без очереди в ГМИИ им. Пушкина - КАК КУПИТЬ БИЛЕТЫ >>

Проект представляет уникальное собрание семьи московских коллекционеров: Сергея Щукина и его братьев – Петра, Дмитрия и Ивана. Сергей Щукин увлекся собирательством только после сорока лет, а его братья были одержимы коллекционированием живописи уже в молодости. Дмитрий, Пётр и Иван были наделены особым чутьем и каждый из них, в той или иной степени, повлиял на характер коллекционирования Сергея. Первые залы выставки посвящены братьям Щукиным и образам их коллекций.

Центральная часть экспозиции воссоздаёт путь Сергея Щукина как собирателя, позволяет увидеть, как формировался и менялся его вкус. Начав с довольно традиционных пейзажей, менее чем за 20 лет Сергей Щукин сформировал одну из лучших в мире коллекций новой французской живописи. Каждому большому увлечению коллекционера — Клод Моне и импрессионисты, Пабло Пикассо, Анри Матисс, Поль Гоген, Анри Руссо и Андре Дерен — на выставке посвящен отдельный зал.

Ознакомительное видео на выставке - снято во время пресс-показа в первый день работы. Видно, что некоторые экспонаты недооформлены,

Сергей Щукин вошел в историю как коллекционер радикальной живописи, идущий против общепринятых вкусов. Он самостоятельно принимал решения, воспитывал в себе коллекционера, приобретал не те произведения, которые всем нравились, а те, что вызывали в нем сильный эмоциональный отклик. В собрании Щукина много произведений, без которых уже невозможно представить историю искусства ХХ века. Увидеть их можно в Главном здании с 19 июня по 15 сентября.

Накануне В ГМИИ им. А.С. Пушкина прошла пресс-конференция, посвящённая будущей выставке.

Из выступлений:

Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина:
- Это исторический момент, подтверждающий, что два важнейших русских музея, хранящие собрания великих коллекционеров, объединили усилия, чтобы отдать дань этим именам. Качество коллекций Щукиных и Морозовых трудно "перешагнуть". Сергей Щукин был частью большой и очень интересной семьи, которая заслуживает отдельного рассказа, и мы стараемся транскрибировать эту историю, поэтому назвали выставку “Щукин. Биография коллекции”. Это трудная задача, для которой нам понадобилось практически все пространство музея. Весь второй этаж мы отдаем истории Сергея Щукина – вход в музей, вся аура музея – все будет работать на разогреве. Щукин - наш главный герой.

Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа:
- То, что мы делаем не просто обмен выставками, это "венок памяти" этим коллекционерам. Я очень рад, что выставка «Щукин. Биография коллекции» в Москве будет представительной. Во-первых, мы даем “Танец” Анри Матисса и даем очень много вещей, которые в последний раз покинут стены музея, потому что больше уже не будут путешествовать. Это же новое искусство – оно очень хрупкое, вещи постепенно перестают «ездить». Выставка «Великие русские коллекционеры. Братья Морозовы» будет в основном состоять из произведений собрания Эрмитажа – 109 работ, только шедевры, и 30 картин из Москвы. Речь пойдет о двух братьях, о разнице и влиянии, о тех вкусах, которые они привнесли в русское искусство. Это открытие Гогена, первый Ван Гог, Боннар, Дени и художники Наби.

Андре-Марк Делок-Фурко, куратор выставки, внук коллекционера Сергея Щукина:
- Для меня наступает самый эмоциональный период – торжественное возвращение Сергея Ивановича Щукина в его родной город. По сравнению с показом в Фонде Louis Vuitton (Париж, 2016 год) это совершенно иная выставка, потому что только в Москве собрание Щукина может оказаться в верном контексте.

Готовимся к выставке

«…я собирал не только и не столько для себя, а для своей страны и своего народа. Что бы на нашей земле ни было, мои коллекции должны оставаться там»
С.И. Щукин

Серге́й Ива́нович Щу́кин (1854, Москва — 1936, Париж) — московский купец и благотворитель, коллекционер искусства, собрание которого положило начало коллекциям французской модернистской живописи в Эрмитаже и ГМИИ.
Ивáн Абрáмович Морóзов (1871, Москва, Российская империя — 1921, Карлсбад, Чехословакия) - благотворитель, меценат, коллекционер искусства, принадлежит к купеческой династии Морозовых.

Очень рекомендую послушать короткую и насыщенную видео экскурсию в Пушкинском музее от человека, которой действительно разбирается в истории вопроса:
Леонид Парфёнов в залах ГМИИ рассказывает о коллекциях Щукина и Морозова
18 минут, без рекламы.

После эмиграции Щукина и Морозова в 1919 году их коллекции остались в России и демонстрировались в двух музеях, которые находились в бывших домах коллекционеров.
Коллекция Морозова - Улица Пречистенка, 21
Коллекция Щукина - Большой Знаменский переулок, 8

Фото, апрель 2019: Дом Щукина в Москве

ЕЩЁ ВИДЕО К ВЫСТАВКЕ ЩУКИНА >>

В 1923 Первый и второй музеи новой западной живописи были объединены, получив общее название Музей нового западного искусства, который в 1925 стал филиалом Музея изящных искусств. В 1928 все фонды музея были сосредоточены в одном здании на улице Пречистенке, 21.
Вокруг ГМНЗИ сложилась уникальная ситуация: он стал одним из первых музеев современного искусства в мире, появившись на пять лет раньше Нью-Йоркского музея современного искусства (МоМА). Это стало возможным благодаря тому, что Морозов и Щукин проявили интерес и по достоинству оценили работы Сезанна, Ван Гога, Гогена, Матисса и раннего Пикассо раньше, чем это сделали музеи других стран.

В 1948 году кампания против «космополитизма» и «низкопоклонства перед Западом» поставила точку в истории музея. Постановлением Совета министров СССР главный «рассадник формалистических взглядов», Музей нового западного искусства, решено было ликвидировать. Экспонаты музея были распределены между Пушкинским музеем и Эрмитажем.

Наталья Семенова, историк искусства и биограф Сергея Щукина, пишет: «В 1930—1931 годах в качестве первой „порции“ нового искусства Эрмитаж получил 79 картин. Вторая досталась ему совершенно случайно: из ГМНЗИ отобрали для продажи более семидесяти картин, но покупателей не нашли. Никого не волновало, что картины выдавались из Москвы: чтобы не заморачиваться с упаковкой, импрессионистов с постимпрессионистами отправили из Германии вместе со старой живописью прямиком в Ленинград. Ну, и в третий раз Эрмитаж получил лучшую и большую часть шедевров ГМНЗИ исключительно из-за нерешительности московских кураторов, испугавшихся оставить формалистические шедевры Пикассо и Матисса в столице, у самых стен Кремля».
snob.ru/selected/entry/60756

Напишите Ваш отзыв

Комментарии (6)



  1. Татьяна 14.08.2019 в 9:19 пп

    Есть разочарование от посещения выставки. Почему не подписали картины?! Первый раз такое встречаю на выставках! Очень неудобно смотреть. Так нельзя делать. Большая недоработка организаторов. Приходилось искать названия, потом снова возвращаться к картине. Как могло придти в голову, чтобы так развесить картины !

  2. NATALYA 10.08.2019 в 8:13 пп

    Посетив выставку, вышла с головной болью, и испорченным настроением. У меня предложение, в следующий раз написать общий список экспонатов, при входе, и пусть сами посетители бегают по этажами ищут картины

  3. Константин 21.07.2019 в 2:34 пп

    Нужно знать как эти картины висели у Щукина. Конечно сегодня так не делают, но это не значит, что в развеске не смысла.

  4. Аноним 17.07.2019 в 12:10 дп

    Более безобразной экспозиции не встречала нигде и никогда. Действительно, настоящее издевательство над посетителями.

  5. Александр 22.06.2019 в 3:02 пп

    Не говоря уже о крайней небрежности размещения полотен. Например, среди полутора десятков картин Гогена вдруг обнаруживается “Портрет доктора Рея” Ван Гога, правда, в похожем цветовом решении. А вокруг “Завтрака на траве” Моне развешены женские головки Ренуара. Опять-таки шляпки на персонажах похожи. А уж разместить брутальных женщин на полотнах Пикассо в зале античной скульптуры – это вообще, как сейчас говорят, “по приколу”!

  6. эрнст 21.06.2019 в 3:27 пп

    Малозатратное оформление коллекции Щукиных – издевательство над посетителями выставки

Поиск по сайту

Подписка
.