Экскурсии бесплатно >> МУЗЕИ МОСКВЫ СЕГОДНЯ >>

Выставка "Пора разобраться!" в ИРРИ - сегодня бесплатно

До 11 августа 2019 года в Институте русского реалистического искусства проходит выставка "Пора разобраться! Архив Александра Каменского. Художники и критики".
В ИРРИ экспонируются работы Марка Шагала, Александра Тышлера, Владимира Татлина, Сергея Конёнкова, Анны Голубкиной, Владимира Вейсберга, Анатолия Зверева, Олега Целкова...

Выставку в ИРРИ можно посетить бесплатно в первый вторник и последнюю субботу каждого месяца, ближайшие дни - 29 июня и 2 июля.

Гости музея увидят никогда ранее не выставлявшийся первый вариант работы Алексея Сундукова «Очередь» (1986). Также впервые публике представят полотно Александра Лабаса «Карелия. На лесозаготовке» (1938) из собрания наследницы художника Ольги Бескиной-Лабас.

Музей ИРРИ - как добраться, режим работы >>

Александр Каменский находился у истоков «оттепельного» искусствознания: сражался за объявленных формалистами классиков, подарил искусству шестидесятых звучный термин «суровый стиль» и стал идеологом и соавтором концепции знаменитой выставки «30 лет МОСХа» в Манеже. Оставшийся после него архив – уникальный свод документов целой эпохи в художественно-политической истории искусства нашей страны, от 1950-х до 1990-х годов. Эти материалы позволяют по-новому увидеть и понять отечественное искусство XX столетия – как через призму бюрократической переписки и стенограмм заседаний, так и через неопубликованные статьи, сатиры и личные письма. Документы художественной эпохи сопровождаются произведениями большинства её главных героев – в выставке участвуют работы Мартироса Сарьяна, Марка Шагала, Сергея Конёнкова, Роберта Фалька, Владимира Фаворского, Александра Лабаса, Андрея Гончарова, Виктора Эльконина, Павла Никонова, Николая Андронова, Таира Салахова, Виктора Попкова, Александра Ситникова, Ольги Булгаковой, Татьяны Назаренко, Натальи Нестеровой, Андрея Волкова, Олега Целкова, Анатолия Зверева и многих других.

Художники и критики исторически принадлежат к разным лагерям, хотя и двигаются в одном направлении. Именно их взаимоотношения, от дружбы до откровенной вражды, и создают историю искусства. Художественный критик, историк искусства и публицист Александр Абрамович Каменский в своих статьях обозначил начало «оттепели» в истории советского изобразительного искусства. Сама выставка «Пора разобраться!» получила своё название от заголовка его статьи, опубликованной за несколько месяцев до событий, произошедших в Манеже на выставке «30 лет МОСХа» - событий, которые, по сути, завершили «оттепельный» период в культуре и искусстве. Однако зародившиеся в 1950-е годы процессы не исчезли без следа – они лишь перешли из выставочных залов на страницы печатных изданий, воплотившись в дискуссиях, докладах и выступлениях.

Сборные экскурсии по выставке "Пора разобраться! Архив Александра Каменского. Художники и критики" проходят по будням в 17:00 и в выходные дни в 13:00 и в 18:00.

Александр Абрамович Каменский (1922 – 1992) – советский и российский искусствовед, художественный критик, теоретик и историк искусства. Известен как автор термина и идеолог сурового стиля, автор трудов, посвященных творчеству крупнейших мастеров советского и русского искусства, в частности, Марка Шагала, Анны Голубкиной, Сергея Коненкова, Мартироса Сарьяна. С отличием окончил отделение искусствоведения исторического факультета МГУ в 1945 году. Учился у Михаила Алпатова, Бориса Виппера, Виктора Лазарева, Германа Недошивина, Алексея Фёдорова-Давыдова. С середины сороковых годов начал публиковаться в прессе как художественный критик. В 1945 году поступил на работу в Государственный музей изящных искусств имени А. С. Пушкина в качестве научного сотрудника, а в марте 1946 года в его аспирантуру. В 1948 году критические выступления Каменского в прессе сделали его одним из объектов компании по борьбе с космополитизмом. После окончания аспирантуры в 1949 году получил назначение Комитета по делам искусств в Вильнюсский Художественный институт, где был назначен заведующим кафедрой истории искусств. После возвращения в Москву в 1952 стал вновь активно печататься и участвовать в художественной жизни. Каменский выступил идеологом прогрессивного лагеря советских художников поколения шестидесятых, сформулировав термин «суровый стиль», как наиболее точно отражающий суть искусства своих современников. Как член Президиума Правления московского союза художников, вошёл в оргкомитет и выставочный комитет выставки «30 лет МОСХ» (1962).Как автор концепции и сокуратор, он отстаивал принцип исторической справедливости и, преодолевая сопротивление некоторых членов выставочного комитета, расположил в начале экспозиции вместо официозных парадных произведений работы старейших художников МОСХа, подвергавшихся гонениям и репрессиям в предшествующие десятилетия – в частности, «Обнажённую» Роберта Фалька, вызвавшую ярость Никиты Хрущёва. После «манежной выставки» был подвергнут травле в центральной прессе за попытку пересмотра истории советского искусства и поддержку «сурового стиля».
Много внимания искусствовед уделял творчеству художников-«семидесятников» и «восьмидесятников», в частности, Татьяны Назаренко и Натальи Нестеровой, Андрея Волкова и Александра Петрова. Каменский стал первым советским исследователем второй половины ХХ века, обратившимся к творчеству Марка Шагала, и внёс значительный вклад в восстановление его имени в ряду классиков отечественного искусства. В 1990 году он защитил докторскую диссертацию «Творчество Марка Шагала. Российский период». Фундаментальная монография Каменского «Марк Шагал — художник из России», посвящённая русскому периоду творчества художника, была посмертно издана на русском языке в 2005 году и стала второй отечественной монографией о Шагале после вышедшей в 1918 году книги Абрама Эфроса и Якова Тугендхольда.

Параллельно с выставкой ИРРИ планирует публикацию архивов Александра Каменского на онлайн-платформе «Сеть архивов российского искусства» (RAAN). Проект RAAN, основанный Музеем современного искусства «Гараж», объединил значимые архивные коллекции, посвященные советскому и российскому искусству послевоенного периода. В собрании Музея «Гараж» представлены материалы российской прессы, архивы первых московских галерей и персональные архивы, собранные художниками, коллекционерами и кураторами. Участниками проекта также являются Художественный музей Зиммерли, представляющий архивы нонконформистского искусства Нортона и Нэнси Додж, и Бременский архив, включающий в себя материалы, связанные с художниками-иммигрантами. В 2019 году к проекту присоединяется Институт русского реалистического искусства.

Поиск по сайту
Поделиться в соцсетях
Реклама
Подписка
.