Экскурсии бесплатно >> МУЗЕИ МОСКВЫ СЕГОДНЯ >>

О Невьянской иконе

05.02.2019
Опубликовано в рубриках: Выставки бесплатно, Храмы в Москве

Город Невьянск, который вырос из поселка при металлургическом заводе, – это первая горная столица Демидовых. В конце XVII века он стал старообрядческим центром Урала. Там зародилась невьянская школа иконописи. Долгое время она была известна только узкому кругу знатоков. В 1999 году в Екатеринбурге был создан первый частный музей невьянской иконы.

Золотой век невьянской иконы приходится на XVIII столетие, когда другие иконописные центры уже пережили эпоху расцвета. В основном, сохранились домовые иконы. В период гонений старообрядцы вели замкнутый образ жизни. Им запрещали писать иконы, и мастера делали это тайно. Тем не менее, секреты иконописи передавались от одного поколения к другому, появлялись целые династии иконописцев. У сохранившихся икон были и свои особенности.

"Географические – в иконах не боялись давать реальную архитектуру и реальные пейзажи. Горки невьянские – их не спутаешь ни с чем", – говорит основатель музея "Невьянская икона" Евгений Ройзман.

Еще одним отличием невьянских икон в начале XIX века был полностью золоченый фон. Этим они напоминали византийские. Для украшения икон хватало и золота, и драгоценных камней. Их заказывали богатые уральские купцы, сделавшие свое состояние на желтом металле.

Когда-то все иконы украшались драгоценными окладами и шитьем. Но в советское время, в период конфискации, они исчезли. Многие иконы ожидала сложная судьба. Например, икону Архангела Михаила переносили из одной церкви в другую, пока она не оказалась в Архангельском соборе.

"Она не вошла в иконостас, ее подпилили. Причем, подпилили так, что ушли дата и подпись иконописца. Она стояла там. Потом его тоже закрыли в 1959 году, и она оказалась на улице. Одна тетушка спасла и отдала внуку, и вот внук принес мне", – рассказывает Евгений Ройзман.

В коллекции много подписных икон. Самыми известными мастерами на Урале были старообрядцы Богатыревы. На выставке представлена написанная ими икона "Перенесение мощей Николая Чудотворца". На ней изображены Невьянские горки и много других узнаваемых деталей. Впрочем, есть и фрагменты, которые можно обнаружить лишь с помощью лупы.

"Но самое интересное, что здесь же, во время Перенесения мощей, присутствует Распятие. А наверху Распятия присутствует Саваоф, которого невооруженным глазом не видно. И это показатель класса, показатель уровня", – заверяет основатель музея.

Невьянские иконы старообрядцы писали для себя.

Невьянская икона - в Музее русской иконы в Москве. Вход свободный.

Невьянская икона, по мнению исследователей, - самое высокое проявление старообрядческого искусства Уральского региона ХVIII-ХIХ веков. Свое название оно получило от Невьянска - культурной столицы горнозаводского Урала и духовного центра Уральского старообрядчества. Иконописцы, творившие в "невьянской" манере, работали также в других горнозаводских поселках - в Нижнем Тагиле, Старой Утке, Красноуфимске. Это были династии первоклассных мастеров, писавших исключительно на заказ, а не на продажу.
Многие иконы имеют подпись с датой, что особенно важно для исследователей.

Поиск по сайту
Поделиться в соцсетях
Реклама
Подписка
.